Клиент кратко озвучивает расстановщику свой запрос, т.е. проблему, которая его волнует. Расстановщик предлагает клиенту выбрать из присутствующих участников тех людей, которые могут быть заместителями, т.е. которые могут выполнить ту или иную роль, необходимую для рассмотрения в расстановке озвученной клиентом проблемы. Рекомендуется выбирать заместителей сердцем, а не мозгами.
При размещении заместителя клиенту рекомендуется положить свои руки ему на плечи, назвать роль, которую заместитель будет представлять в расстановке, затем не спеша, сохраняя состояние сосредоточенности, поставить заместителя на место, которое он, по его мнению, должен занимать в пространстве расстановки. Спустя немного времени заместители начинают испытывать какие-то чувства, которые испытывает реальный человек, которого они замещают.
Часто у них мимика, жесты и речь становятся такими же, как у реального прототипа, у них могут проявляться те же симптомы и те же отношения, которые есть у их прототипа. Это происходит независимо от того, знает ли заместитель того человека, которого замещает, или вообще никогда о нем ничего не слышал и пришел на расстановку впервые. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация — полем. Есть предположение о том, что существует некоторое «знающее» информационное поле – своеобразный банк данных - в котором хранится вся информация о прошлом, настоящем, и будущем. В ходе расстановки заместители просто считывают из этого поля необходимую информацию.
Об изменениях своего состояния заместители сообщают расстановщику. К изменениям состояния заместителей можно отнести, например, желание закрыть глаза, или желание постоянно смотреть в пол, появление ощущения тяжести или, напротив, чрезмерной легкости, участившееся сердцебиение, смену настроения, резкий переход от ощущения счастья к ярости и т.п.
Желательно, чтобы заместители внимательно вчувствовались и прислушивались к тем словам, которые предлагает им сказать терапевт, и проверяли их соответствие действительности, или могли бы найти слова, которые они сами хотели бы сказать клиенту или другим заместителям.
Важно, чтобы участники расстановки концентрировались исключительно на процессе расстановки и своих ощущениях, а не на своих внешних образах и догадках.
Феномен расстановки заключается в том, что она показывает то, что реально происходит в душе у человека, и проявляет те динамики, которые присутствуют и в системе клиента. После того, как ситуация некоторым образом проявилась, расстановщик выбирает тот или иной путь взаимодействия с системой клиента. Во многих случаях запрос удается разрешить. И, в большинстве случаев, не только расстановщик, но и клиент, и участники расстановки со стороны видят динамику, которая действует в системе клиента, и могут осознать ее.
Участие в других расстановках, может быть также важно, как и своя собственная. И некоторым людям, такое участие, приносит лучшее заживление и исцеление, и глубокое изменение в отношении к жизни